Роскосмос приостановил подготовку к пускам ракет "Протон-М"

Как сообщили в Роскосмосе, это сделано до установления и устранения причин нештатного выведения на орбиту спутника "Экспресс-АМ4".

Напомним, что 18 августа с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и новейшим спутником связи "Экспресс-АМ4". Старт и полет ракеты прошли штатно. Однако в ходе полета в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления "Бриз-М", в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту. 

Средствами Системы контроля космического пространства Космических войск Минобороны России и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки удалось установить параметры орбиты космического аппарата: наклонение - 51,23 град., апогей - 20294 км, перигей - 995 км, период обращения - 368,39 мин. Специалисты Федерального космического агентства, Минкомсвязи России (ФГУП "Космическая связь") и компании EADS Astrium предпринимают совместные попытки установить связь с космическим аппаратом - как сказано, с целью включения его бортовых систем. Эта работа продолжается и сегодня.

Сформирована совместная рабочая группа для определения возможностей перевода космического аппарата на расчетную орбиту и последующего использования по целевому назначению при условии включения бортовых систем. Межведомственная комиссия по анализу причин нештатного пуска продолжает свою работу. Рассматривается ряд возможных причин сложившейся ситуации, основная из которых - сбой в работе системы управления разгонного блока.

Некоторые высказывают и такое предположение: радиосистемы российского спутника связи "Экспресс АМ4", возможно, были повреждены во время его выведения на нерасчетную орбиту на разгонном блоке "Бриз-М".

мнение

"Можно ли считать спутник потерянным?" - с таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к эксперту, генерал-майору запаса, бывшему главному специалисту Вооруженных Сил РФ по космосу  Владимиру Уварову.

Владимир Уваров: Спутник должен был быть поставлен на геостационар в определенную точку. И с этой точки он должен был выполнять свои задачи. А если аппарат вышел на нерасчетную орбиту, то он дрейфует и выполнять свои функции уже не может.

Для того, чтобы установить связь одного объекта с другим, надо, чтобы работал передатчик и приемник. Передатчик у Роскосмоса есть, а приемник - на борту спутника. И он не работает. Как можно установить связь с неработающим бортом? 

Российская газета: Но попытки "разбудить" спутник  все равно предпринимаются.

Уваров: Если честно, это все равно, что загнать зайца дальше в угол. Давайте представим себе нереальную картину: что борт ответил, его удалось как-то включить. Только я не понимаю, как это можно сделать. Спутник на своих рабочих двигателях выйти на заданную орбиту все равно не сможет. У него очень малый запас топлива и небольшие двигатели. Поэтому даже если спутник "заговорит", его все равно нельзя использовать по назначению.

РГ: Как только случилась авария, вы мне сказали, что скорее всего произошел сбой в системе управления разгонного блока. Вы по-прежнему придерживаетесь этой версии? 

Уваров: Давайте рассуждать теоретически. Почему не был выдан расчетный импульс? Не сработала двигательная установка. Можно предположить, что отказал двигатель системы управления. Можно предположить, что закончилось топливо. Третий вариант - на двигатель не были поданы определенные сигналы, которые его включают  в определенное время. И все это идет от бортового программного устройства .

Четыре включения разгонного блока были нормальные. Предполагать, что двигатель прогорел - сомнительно. Не долили топлива? Тоже сомнительно - как правило, топливо идет с запасом. Поэтому единственное - на двигатель не были поданы определенные сигналы на его включение. Следовательно, произошел сбой бортового программного устройства. А это система управления.

РГ: Но сам по себе разгонный блок "Бриз - М" зарекомендовал себя ранее надежно?

Уваров: Есть так называемая конструктивная надежность. То есть то, что нужно, конструкторы предусмотрели. А дальше идет уже технологическая надежность, где очень силен человеческий фактор. Не так что-то припаяли, пошла стружка и т.д. А что касается конструкторской надежности - вопросов нет.